Дефектология и логопедия
Дефектология
Дефектолог — это специалист по изучению, обучению, воспитанию и социализации детей с различными отклонениями в развитии. Специалист определяет актуальный уровень развития ребёнка, продумывает и составляет план коррекции.
Сопровождение дефектолога необходимо детям со следующими нарушениями:
- Расстройства аутистического спектра, выражающееся нарушением социальных взаимодействий, стереотипностью поведения, проблемами при контактировании с окружающими.
- Детский церебральный паралич (ДЦП) — группа расстройств двигательного характера, формирующихся по причине повреждения структур мозга в перинатальном периоде.
- Задержка психического развития (ЗПР), возникающая как результат внутриутробных инфекций, патологий беременности, недоношенности, родовых травм, т.д. Нарушения интеллекта здесь носят лёгкий характер, но затрагивают одновременно речь, память, восприятие, внимание, мышление.
- Умственная отсталость — врождённые или приобретённые особенности, сопровождающиеся нарушением интеллекта, речи, моторики, эмоционально-волевой сферы.
- Речевые расстройства, спровоцированные нарушениями слуха и зрения.
- Любые нарушения психики, если они сопровождаются дефектами речи.
Отметим, что дефектолог не занимается лечением перечисленных патологий. Он помогает компенсировать и корректировать дефекты развития, которые возникают на их фоне.
Занятия с дошкольниками проходят в игровой форме, за которой скрывается кропотливая работа:
- Развитие и коррекция высших психических функций — мышления, памяти, внимания, речи, восприятия, пространственно-временных и количественных представлений.
- Обогащение знаний об окружающем мире.
- Развитие мелкой моторики и навыков коммуникации.
- Структура дефектологических занятий очень разнообразна и интересна. Каждое занятие — это целый комплекс по развитию познавательной деятельности, моторики, речи, фонетического слуха и др.
Ключевые качества специалиста-дефектолога
- Интуиция. Она необходима для выбора методики в каждом конкретном случае.
- Наблюдательность и внимательность. Два эти качества помогут установить с ребёнком контакт, определить специфику его поведения и дать этому логическое объяснение.
- Коммуникабельность. Специалист должен уметь находить общий язык с детьми и быть общительным с ними, уметь расположить к себе ребёнка и спровоцировать на двусторонний диалог.
- Эмоциональная непоколебимость и терпеливость. Крепкая нервная система — залог эффективных и продуктивных занятий с детьми, имеющими физические или психические отклонения. Нужно понимать, что работа дефектологом — сложный труд.
- Отзывчивость. Дефектолог — это первый человек, который должен прийти на помощь, он не должен быть равнодушным к чужим проблемам.
- Тактичность. Специалист должен проявлять максимальную вежливость и осторожность в общении с особенными детками и их родителями.
Логопедия
Логопед — это специалист по выявлению, диагностике и исправлению различных дефектов речи у детей и взрослых. К логопеду обращаются, если у ребёнка наблюдается неправильное произношение отдельных звуков, слогов, слов, неправильная последовательность речи или полное её отсутствие, заикание, нарушение чтения, нарушение темпа речи и другие.
Нарушения речи тормозят развитие ребёнка, угнетают его психику и ведут к возникновению различных отклонений в поведении. Тяжёлые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности. Речь и мышление тесно взаимосвязаны с ограниченностью социальных контактов, при которых ребёнок познаёт окружающий мир.
В ведении логопеда находятся следующие нарушения:
- Дизартрия — неверное звукопроизношение из-за ограничения подвижности речевых органов.
- Алалия — отсутствие речи при сохранном интеллекте. Может быть частичным или полным. Её частая причина — повреждения головного мозга.
- Ринолалия (синдром гнусавости) — выражается в изменении тембра голоса и искажении звукопроизношения из-за нарушения резонаторной функции носовой или носоглоточной области.
- Неправильный темп речи: тахилалия — очень быстрый темп и брадилалия — замедленная речь.
- Афония (дисфония) — утрата звучности голоса, возможность говорить только шёпотом.
- Заикание — вынужденное повторение звуков, слогов или слов. Может проявляться частыми остановками, нарушающими нормальный ритм речи.
- Речевые дефекты на фоне проблем со слухом.
- Последствия операций на органах слуха, речевого аппарата.
- Проблемы в овладении чтением и письмом — дислексия, дисграфия, дизорфография.
Специалист проводит коррекцию и устраняет недостатки речевого развития, стимулирует развитие речи при её отсутствии или восстанавливает речь в случае её распада. Кроме того, логопед занимается развитием внимания, мышления, памяти — то есть всех составляющих, необходимых для образовательного процесса.
Подробнее о нарушениях речи читайте здесь.
Логопед поможет решить следующие задачи:
- Обучение ребёнка навыкам общения.
- Нормализация звукопроизношения (например, постановка произношения звука «Р»).
- Развитие навыков общей и мелкой моторики.
- Улучшение слуха с использованием фонем.
- Постановка правильного дыхания во время разговора.
- Отработка чёткого и выразительного произношения.
- Пополнение словарного запаса.
- Улучшение грамматического строя.
- Формирование навыков последовательного построения фраз.
- Нормализация дефектов в письме у школьников и др.
Программа специалиста строится на основе разных методов и технологий. Их выбор зависит от задач и условий, которые стоят перед логопедом.
Как записаться на приём и сколько это стоит?
Прием ведут:
Таракина Наталья - логопед, специалист по запуску речи, работа с детьми с любыми нарушениями развития и с нарушениями пищевого поведения
Орлова Юлия - дефектолог, психолог, семейный психотерапевт
О стоимости и длительности приёма читайте здесь. Более подробно об онлайн-услугах — здесь.
Записаться на очный или онлайн-приём можно прямо на этой странице.