Нарушения коммуникации и речи
Нарушения речи — это сложности в коммуникации с окружающими: нарушение произношения и грамматического строя речи, бедность словарного запаса, нарушение темпа и плавности речи, полное или частичное отсутствие речи у ребёнка.
Нарушение речи происходят по разным причинам: врождённые отклонения центральной нервной системы, коры головного мозга, языка, нёба, неправильное носовое дыхание и пониженный тонус мягкого нёба, психическая травма (например, у впечатлительных детей испуг может спровоцировать заикание) и т.п.
В России используются две классификации речевых нарушений: клинико-педагогическая и психолого-педагогическая.
Клинико-педагогическая классификация
Эта классификация нарушений речи опирается на медицинские критерии и ориентирована на коррекцию дефектов речи.
Нарушения голосообразования или фонации
У ребёнка наблюдаются расстройства произношения, а конкретно — трудности с голосообразованием. Эти нарушения появляются из-за сбоев в работе голосового аппарата или недоразвития речевых центров.
Дисфония — нарушение голоса — хрипота, слабость и осиплость.
Ринофония — носовой (гнусавый) оттенок голоса из-за неправильного направления голосовыдыхательной струи.
Фонастения — нарушение голоса по причине дискоординации работы дыхательного, артикуляционного, фонационного и резонаторного аппарата.
Афония — отсутствие голоса.
Нарушения темпа и ритма речи
Эти дефекты обусловлены недостаточной сформированностью артикуляционного аппарата и речевого дыхания.
Тахилалия — патологически ускоренный темп речи (вместо 10–12 звуков в секунду произносится 20–30), не сопровождающийся резкими искажениями звукопроизношения.
Брадилалия — патологически замедленный темп речи. При брадилалии речь чрезмерно замедленная, с растягиванием гласных звуков, с вялой нечёткой артикуляцией.
Спотыкание — на фоне ускоренной речи возникает повторение слов, слогов и звуков. В отличие от заикания, в происхождении спотыкания нет судорог речевого аппарата. Ребёнок или взрослый со спотыканием не испытывает страха перед высказыванием.
Заикание — во время высказывания происходят непроизвольные остановки, которые не поддаются контролю. Они сопровождаются судорогами всех отделов речевого аппарата.
Нарушения произношения звуков
Дислалия — нарушение произношения звуков при сохранной иннервации артикуляционного аппарата и нормальном слухе.
Ринолалия — расстройства артикуляции и голосообразования, обусловленные дефектами строения и функционирования речевого аппарата.
Дизартрия — расстройство произносительной организации речи, связанное с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата.
При таких нарушениях отмечается недоразвитие и других компонентов речи: фонематических процессов, словарного запаса, грамматики, связности речи.
Структурно-семантические расстройства
Алалия — скудный словарный запас, аграмматизм, неправильное построение слогов, нарушения в произношении звуков. Бывает, что ребёнок не понимает обращённую к нему речь. Алалия возникает при повреждении речевых областей головного мозга. При этом у ребёнка всё в порядке с интеллектом и слухом.
Афазия — это также системное нарушение речи. В той или иной степени страдает звукопроизношение, словарь, грамматика, понимание речи, чтение и письмо. Возникает в результате органических поражений участков коры головного мозга, которые отвечают за управление речью, и смежной «подкорки». Отличается от алалии тем, что это не врождённое явление, а приобретённое — возможность вербального общения утрачивается у людей, которые уже умеют говорить. Обычно возникает в результате инсульта у взрослых.
Нарушения письма и чтения
Дисграфия — частичное расстройство процесса письма: пропуски букв, слов, их перестановки; замены и смешения похожих букв; нарушения грамматического согласования и управления слов в предложении. Дисграфия возникает при недостаточной сформированности (или распаде) психических функций контроля письма.
Аграфия — полная несформированность или утрата навыка письма. Распад письменной речи всегда сопутствует утрате устной (афазии). Иногда при аграфии доступно списывание, но с пропуском букв и слогов; с письмом под диктовку человек не справляется. Часто отсутствуют самоконтроль и самокоррекция.
Дислексия — ребёнок путает право и лево, верх и низ; последовательность букв, слогов, чисел при чтении; отказывается читать вслух. Это парциальное расстройство из-за недостаточной сформированности (или распаде) психических функций, ответственных за способность читать.
Психолого-педагогическая классификация
Психолого-педагогическая классификация учитывает структурные компоненты речевой системы (звуковая сторона, грамматический строй, словарный запас), функциональные аспекты речи, соотношение устной и письменной речи.
Нарушения речи в психолого-педагогической классификации подразделяются на две группы.
1. Нарушение средств общения
ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ (ФФН)
ФФН — нарушение формирования произношения звуков родного языка у детей с различными расстройствами речи. Оно возникает из-за дефектов восприятия и произношения фонем.
Основные проявления ФФН:
Недифференцированное произношение пар или групп звуков — «тюмка», «тяска», «тяпка» вместо «сумка», «чашка», «шапка».
Замена одних звуков другими — когда ребёнок произносит звук, который ему проще воспроизвести. Например, «Л» вместо «Р», «Ф» — вместо «Ш».
Смешение звуков — когда ребёнок умеет произносить звуки «Р», «Л» или «С» по отдельности, а в речевых высказываниях ошибается. Например, «столял стлогает дошку» вместо «столяр строгает доску».
ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (ОНР)
ОНР — это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы: звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).
ОНР может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии (всегда), а также ринолалии, дизартрии.
Выделяют четыре уровня ОНР:
ОНР 1 уровня — у ребёнка полностью отсутствует связная речь — «безречевые дети». Ребёнок пытается донести свои мысли до окружающих при помощи жестов или крайне невнятной, упрощённой речи.
ОНР 2 уровня — начальная речь развита, но словарный запас крайне беден. Ребёнок неправильно произносит большинство слов. Допуская ошибки, может составить и произнести максимально простое предложение из нескольких слов.
ОНР 3 уровня — неплохо умеет составлять предложения, но произносит слова с ошибками, а смысл предложений может быть непонятен окружающим.
ОНР 4 уровня — разговаривает хорошо, умеет составлять предложения. Речь ребёнка с ОНР на этой стадии практически не отличается от ровесников. Проблемы появляются лишь при составлении длинных фраз.
2. Нарушения в применении средств общения
Заикание — расстройство темпо-ритмической стороны речи, вызванное повторяющимися судорогами в артикуляционном, голосовом или дыхательном отделе речевого аппарата. Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с ОНР.
Несудорожные нарушения темпа и ритма речи — спотыкание, тахилалия, брадилалия.
Важность раннего начала лечения
Своевременное обращение к нужному специалисту позволяет решить проблему на ранней стадии. Если упустить время, появляются вторичные нарушения.
Специалисты по речевым нарушениям
Логопед. Большинство нарушений речи — логопедическая проблема, поэтому к логопедам и нужно обращаться в первую очередь.
Невролог оказывает медикаментозную поддержку детям с ДЦП, алалией, дизартрией и др.
Дефектолог способен значительно «прокачать» мозг ребёнка, развить интеллект и мышление.
Оториноларинголог определяет патологии периферического речевого аппарата медицинского характера: снижение слуха, расщелины нёба, аденоидные разращения, воспаления горла и т.д.
Сурдопедагог занимается развитием речи у глухих и слабослышащих детей и взрослых.
Психолог. Из-за застенчивости или агрессивного поведения речь ребёнка искажается и обедняется. Проблемы в семье и со сверстниками могут становиться причиной задержки речевого развития.
Нейропсихолог (клинический психолог) — при речевых нарушениях (обусловленных нарушением работы мозга) обучает мозг ребёнка правильно функционировать через двигательные и игровые упражнения.
В нашем центре доступны услуги Дефектологии и логопедии, а также Неврологии.
|
Советы родителям
Ребёнку важно создать положительную речевую среду.
Многократно проговаривайте обычные, ежедневные дела: одевание, умывание, еду, купание, прогулку, подготовку ко сну, укладывание, уборку комнаты и игрушек, приготовление пищи. Все эти процессы должны обязательно сопровождаться речью взрослых.
Проговаривайте потешки, скороговорки, чистоговорки, пословицы, пойте песни.
Как можно чаще разговаривайте с ребёнком, внимательно выслушивайте его ответы на вопросы. Это не только улучшит речь малыша, но и установит между вами доверительные отношения.
Читайте вместе, обсуждайте прочитанное, вместе иллюстрируйте сюжет, обсуждайте рисунки.