Нормы развития ребёнка до 1 года
Нормы колебаний в приобретении навыков могут составлять 1–2 месяца.
Нормы психомоторного развития ребёнка первого года жизни
Возраст | Моторное развитие | Социальное развитие | Зрительные реакции | Слух и речь | Сон |
0 мес | Ручки и ножки согнуты, голова на уровне с туловищем | Успокаивается, когда берут на руки | Жмурится на свет, кратковременно сосредотачивает взгляд | Вздрагивает на резкие звуки. Крик громкий, звонкий | Спит, просыпается на время кормления |
1 мес | Поднимает и держит голову, лёжа на животе | Успокаивается, когда берут на руки, ответная улыбка | Следит за предметом | Прислушивается к звукам. Крик громкий, звонкий | Спит, просыпается на время кормления. Ночной сон 5–6 часов |
2 мес | Держит голову в положении на животе, вертикально — ещё не уверенно | Улыбается в ответ, успокаивается при общении | Следит за предметом и звоном игрушки, глядя вверх, вниз, и в сторону | Слушает звук колокольчика или погремушки, начальное гуление | Чёткие ритмы сна, после кормления засыпает не сразу. Общая длительность сна 18 часов |
3 мес | Держит голову, тянется к игрушке | Активное бодрствование, комплекс оживления при общении | Следит за предметом, переводит взгляд на разные предметы | Ищет источник звука глазами, певучее гуление | Чёткие ритмы сна, после кормления засыпает не сразу. Общая длительность сна 16 часов |
4 мес | Поворачивается со спины на бок или на живот; «присаживается» | Берёт игрушку, рассматривает свои ручки | Певучее гуление, смех | ||
5 мес | Поворачивается со спины на живот и с живота на спину; «присаживается» | Активное бодрствование, комплекс оживления, эмоции страха | Берет игрушку, тянет её в рот | Певучее гуление, смех, хныканье. Оживляется на голос матери | Чёткие ритмы сна, после кормления засыпает не сразу. Общая длительность сна 14 часов |
6–7 мес | Сидит с поддержкой, лёжа на животе — поднимается на руках | Поворачивается на голос, познавательный интерес | Берёт игрушку, перекладывает из руки в руку, стучит по игрушке | Активный лепет, узнаёт голоса близких | |
8–9 мес | Сидит сам, ползает на четвереньках, встаёт у опоры | Игровой контакт со взрослым, общение с помощью жестов | Берёт игрушку, мелкие предметы двумя пальцами | Активный лепет, слоги | Чёткие ритмы сна, после кормления засыпает не сразу. Общая длительность сна 12–14 часов |
10–11 мес | Ходит у опоры, первые шаги | Хлопает в ладоши, машет ручкой, пьёт из чашки | Удерживает три мелких предмета, «пинцетный» захват | Слоги, 2–3 слова | |
12 мес | Ходит сам, приседает и встаёт. Кормит куклу, строит башню из двух кубиков | Избирательное отношение к окружающим. Пьёт из чашки, черпает ложкой | 3 слова, узнаёт картинки |
Нормы эмоционального развития у младенца грудного возраста
Возраст | Эмоциональные проявления |
1 мес | Интонации плача сходны с интонацией недовольства взрослого |
2 мес | Спокойное гуление, недовольство |
2–6 мес | Интонационное структурирование |
3 мес | Звуки радости и смеха |
6 мес | Разные интонации радости |
7 мес | Выразительный интонационный лепет, интонация просьбы, интонация утверждения |
10 мес | Настойчивая интонация |
2 года | Вопросительные интонации |
Нормы речевого развития у ребёнка раннего возраста
Возраст | Эмоциональные проявления |
2–3 мес | Предречевые вокализации (гуканье, кряхтение, гуление, протяжные звуки) |
4–5 мес | Гуление с цепочкой звуков |
5–7 мес | Эмоциональные возгласы, вскрики, короткие лепетные звуки (слоги «да», «ба») |
8–9 мес | Интонационно-выразительный лепет, звукосочетания родного языка, имитирующие речь |
10–12 мес | Первые лепетные слова (мама, тятя, дада, дай) |
1 год | 5–6 лепетных слов |