9 месяцев: особенности развития ребёнка. Ползание и сидение

Рубрики

Все


9 месяцев: особенности развития ребёнка. Ползание и сидение

 

  

Особенности возраста

Косое присаживание, ползание, сидение с вытянутыми вперёд ножками (так называемое «длинное сидение») и карабканье наверх по мебели можно наблюдать в течение короткого времени одно за другим, а иногда даже в разном порядке. Многие дети делают свои первые попытки ползать в конце 9-го месяца и могут даже сесть, чтобы поиграть в так называемом зрелом длинном сидении, в котором ноги вытянуты, коленные чашечки направлены вверх или немного наружу, а позвоночник прямой.

Длинное сидение 9 месяцев

Ребёнок учится сидеть в таком положении, потому что он очень интересуется своими игрушками и хочет исследовать их обеими руками. Без этого любопытства малыш не сядет, даже если он достиг нужного возраста и его двигательные навыки достаточно развиты для этого. Однако, как только ребёнок освоит длинное сидение, он будет использовать его снова и снова, потому что ему легче изучать окружающий мир с более высокой точки обзора.

Примечание

Только когда ребёнок самостоятельно начнёт садиться из косого присаживания в ровное сидение без рук с вытянутыми ногами, родители могут начать сажать его сами, потому что только в этом случае позвоночник малыша уже готов к вертикальным нагрузкам и достаточно стабилен. До этого ребёнок ещё не усвоил схемы движений, с помощью которых он может добраться до этой позы или выйти из сидячего положения. Кроме того, ребёнок, которого родители раньше времени начинают сажать, впоследствии может начать перемещаться на ягодицах вместо того, чтобы ползать на четвереньках, что тормозит и препятствует дальнейшему нормальному развитию движений.

Если ребёнок может сидеть свободно и независимо, то начнёт ползать и научится сидеть с вытянутыми ногами вперёд, вы можете спокойно усадить его на детский стульчик с вертикальной спинкой, чтобы покормить. Спина должна быть прямой, в вертикальном положении от головы до таза. Существуют разные модели детских стульев: из разных материалов, разных размеров и цветов. Стул должен быть абсолютно устойчивым и подходить по размеру.

Когда ребёнок освоил позу прямого сидения без рук, вы можете поднять спинку стульчика для кормления и в коляске до вертикального положения. Ребёнок сможет изучать мир в более высоком положении и не захочет снова ложиться. Но не забывайте, что даже ребёнку, который уже научился бегать, необходимо иногда полежать в коляске на спине или на животе, чтобы отдохнуть.

Со временем автокресло становится для малыша слишком маленьким, и его приходится менять. Если вы не можете обойтись без длительных путешествий, спинку автокресла нужно перевести в положение для сна.

Как только ребёнок будет активно вставать на ноги, вы можете ожидать, что он совершит короткие поездки на велосипедном сиденье, но следите за тем, чтобы он не утомился и не заснул. Тогда позвоночник теряет устойчивость и неблагоприятно сдавливается. Вам не следует торопиться с более длительными велосипедными турами; позвоночник полностью выпрямлен и развернут вертикально только тогда, когда ребёнок ходит. То же касается и переноски в детском рюкзаке.

Движение и выпрямление

Так называемое «незрелое» ползание возникает из бокового присаживания, и поначалу ребёнок ползёт на не до конца раскрытых руках и на коленях, в то время как ступни и голени все ещё приподнимаются. При этом он двигается неуверенно и осторожно. Часто позвоночник при ползании прогибается. По мере увеличения практики ребёнок будет ползать таким образом, чтобы туловище при каждом шаге раскачивалось из стороны в сторону, а голени больше не приподнимались.

Ползание имеет большое значение для двигательного развития ребёнка, даже если в наше время вы можете найти и прочитать обратную информацию. Если малыш пропустит этот этап развития, навыки координации и, в частности, равновесия не разовьются оптимально, и даже в будущем ребёнок не преодолеет эти недостатки.

Однако, если родители рано приучат своего малыша к положению лёжа, а он не начнёт раньше времени садиться и вставать, то со временем ребёнок обнаружит, что ползание — это быстрый способ передвижения прежде, чем он научится ходить. Ползание придаёт туловищу большую устойчивость, а ноги привыкают к поступательному движению, как при ходьбе. С каждым шагом ребёнок тренирует координацию рук и ног. Поочерёдно поддерживайте руки и колени, так у малыша улучшается ощущение положения суставов: развивается так называемая глубокая чувствительность, которая является предпосылкой для хорошего баланса.

Для правильного ползания важно создать подходящие условия, например, подобрать удобное напольное покрытие в квартире, так как по ковру или ковролину ползать гораздо удобнее, чем по паркету или плитке. Летом вы можете просто оставить ребёнка на лужайке, и он будет ползать по траве, потому что ему понравятся приятные ощущения.

Когда ребёнок ползает по квартире, ни один шкаф или ящик не защищены от его любопытства. Он будет ползать и изучать всё, что покажется ему интересным. Достигнув своей цели, например, ящика с игрушками, он сядет прямо, вытянув ноги вперёд, а позвоночник полностью выпрямит. Это удобный и правильный с точки зрения развития способ исследовать содержимое ящика. От детского любопытства в этом возрасте зачастую страдают комнатные растения, т.к. большинство детей любят копаться в земле и обнажать корни.

Ползая, ребёнок приобретает такую устойчивость корпуса, что начинает поднимать и вытягивать руки вверх и подтягиваться с опорой на крупные предметы. Он симметрично подтягивается обеими руками и вытягивает обе ноги. Позже он может подтянуться только одной рукой, сильно опираясь на ногу с той же стороны.

Пока ребёнок устойчив только на широко расставленных ногах, он с энтузиазмом и настойчивостью качается вверх и вниз (ритмично приседает), а чтобы сохранить равновесие, ему нужно удерживаться обеими руками.

Как ребёнок может сидеть в возрасте 9 месяцев

Каждый ребёнок индивидуален в своих привычках. Некоторые дети предпочитают какой-то один способ сидеть, другие часто меняют его, используя все доступные им варианты:

1. Сидение «колечком»

Так называемая поза сидя «колечком» является предшествующим этапом длинного сиденья. В этой позе ноги слегка согнуты, коленки направлены наружу, а ступни друг к другу. Поясничный отдел позвоночника всё ещё имеет округлую форму. Но теперь обе руки малыша свободны!

Сидение кольцом 9 месяцев

2. Зрелое длинное сидение

Зрелое длинное сиденье должно быть симметричным, то есть ребёнок должен найти свой центр и равномерно распределить вес. В такой позе у малыша должны быть прямые ноги, коленные чашечки направлены вверх, позвоночник так же выпрямлен. Если ребёнок переносит вес на одну ягодицу больше, чем на другую, помогите ему найти центр, слегка надавив на приподнятую ногу.

Длинное сидение 9 месяцев

3. Боковое присаживание без рук

В положении бокового присаживания ребёнку больше не нужно опираться на одну руку, как это было несколько недель назад, и обе руки наконец свободны для игры.

Дети с асимметрией с трудом используют боковое присаживание с обеих сторон и отдают предпочтение только одной стороне.
Важно! Причину этого явления должен искать врач.

Косое (боковое) присаживание без рук 9 месяцев

4. Сидение на пятках

Ребёнок садится на пятки, когда подползает к какому-нибудь предмету и переносит вес на ноги, чтобы подтянуться. Затем он садится вертикально на колени, попа находится над пятками.

Если ребёнок разводит ноги и садится попой между своих пяток, это может указывать на проблему, в том случае, когда такое происходит слишком часто. Если ваш ребёнок с трудом принимает другие сидячие положения, врач должен проверить тазобедренные суставы на подвижность.

Сидение на пятках 9 месяцев

Совмещение разных сидячих положений даёт ребёнку бóльшую безопасность. Используя длинное сиденье, ребёнок меняет и расслабляет ягодицы, которые у него нагружаются во время косого присаживания. Чередуются симметричные и асимметричные позы. С косого присаживания ребёнок переходит в положение на четвереньках, а затем начинает двигаться ползком.

Развитие рук и ног

Моторика пальцев и кистей становится более точной, всё исследуется именно пальцами.

Ребёнок всё больше стремится к положению стоя, к чему его призывают уже достаточно развитые ноги и ступни, но неустойчивость всё ещё можно распознать по согнутым пальцам ног.

Развитая точная мелкая моторика рук и ног показывает, насколько растянулся позвоночник. Если грудной отдел позвоночника по-прежнему слишком круглый, значит лопатка ещё не заняла положение в грудной клетке, обеспечивающее свободу движений руки, кисти и пальцев. Тогда бесполезно просто практиковать мелкую моторику с ребёнком. Ползание на этом этапе способствует развитию позвоночника и, следовательно, точной координации рук и пальцев.

Другие навыки

Речь

Многие дети теперь используют разные слоги и последовательности слогов. Они различаются по громкости и высоте. Из последовательностей слогов «ма-ма-ма» и «ба-ба-ба» они позже образуют слова «мама» и «папа». Зачастую следующими слогами становятся «да-да», «ада».

Ребёнок понимает отдельные слова и их значения, такие как шляпа, куртка, прогулка. Его пассивное понимание языка растёт. Спросите малыша про его нос, живот, ноги, и он с гордостью покажет все названные места.

Социальное поведение

Ребёнок интересуется разговорами и внимательно слушает беседы взрослых. Он хочет быть частью этого процесса. Подражание теперь становится типичным. Ребёнок хлопает в ладоши во время «ладушек» и машет рукой, когда нужно попрощаться.

Предложения по игре и движению

С развитием способности ребёнка запоминать появляются новые варианты игры. Теперь вашему ребёнку понравится игра «ку-ку» во всех её вариациях: спрячьте лицо руками и покажитесь снова, возьмите шёлковый шарф и накройте им изумлённое лицо малыша. Вы также можете прятать игрушки под тканью и дать малышу возможность поискать свои любимые игрушки. Он с энтузиазмом будет срывать ткань с предметов.

Цели возраста 9 месяцев

  • Ребёнок начинает ползать
  • Может сидеть самостоятельно в косом присаживании и длинном сидении
  • Всё чаще обнаруживает предметы над головой и тянется вверх. 

Все статьи рубрики «Бобат: развитие в игре»

  1. 5 месяцев: особенности развития ребёнка. Опора на один локоть
  2. 7–8 месяцев: особенности развития ребёнка. Косое (боковое) присаживание
  3. 9 месяцев: особенности развития ребёнка. Ползание и сидение
  4. 10 месяцев: особенности развития ребёнка. Положение на коленях и подъём на ножки
  5. 11 месяцев: особенности развития ребёнка. Стоим без опоры
  6. 12 месяцев: особенности развития ребёнка. Первые самостоятельные шаги

Поделиться с друзьями:

Записаться на приём

Имя *
E-mail *
Телефон
Сообщение *
Файл

Задать вопрос специалисту

Имя *
E-mail *
Телефон
Вопрос:

Сообщение отправлено

Наши менеджеры свяжутся с вами в ближайшее время :)

Сообщение не отправлено!

Ваше сообщение не удалось отправить. Приносим свои извинения

Бесплатная консультация включает в себя:

  1. Войта-диагностику
  2. Физиотерапевтическое обследование для определения уровня ребенка и выявления возможных нарушений
  3. Разработка программы терапии (в случае выявления нарушений)
  4. Длительность бесплатной консультации - 20 минут.
Имя *
E-mail *
Телефон *