10 месяцев: особенности развития ребёнка. Положение на коленях и подъём на ножки

Рубрики

Все


10 месяцев: особенности развития ребёнка. Положение на коленях и подъём на ножки

Многие дети учатся переходить в положение на коленях примерно в то же время, когда они осваивают ползание на четвереньках, т.е. в конце 10-го месяца.

 

  

Особенности возраста 10 месяцев

Подъём на ножки

Два важных этапа развития — боковое присаживание и ползание — создают предпосылки для дальнейшего подъёма на ножки. В косом сидении он может высоко приподняться, тянется к предметам над головой и с любопытством изучает все вокруг. А длительная фаза ползания даёт ребёнку устойчивость туловища, необходимую для вертикального положения.

При нормальном развитии подъём достигается, когда ребёнок может ухватиться за предметы и подтянуться вверх. Движущей силой вертикализации снова является любопытство. При наличии мотивации ребёнок тянется и отталкивается вверх: сначала в основном подтягивается руками, позже ноги также станут достаточно сильными, чтобы поднять тело вверх и удержать.

Подъём происходит из косого присаживания или из положения на четвереньках, из которого ребёнок подтягивается, опираясь на мебель, в положении стоя на коленях, затем поднимает одну ногу и остаётся в асимметричном положении, где одно колено согнуто и стоит на ступне, а второе ещё опирается на землю. Позже он сможет отталкиваться и подниматься и по гладкой стене, но всё же потребуется время, чтобы научиться удерживать равновесие.

До совершения первого шага, который вытекает из положение стоя, уходит не менее трёх месяцев. Первое время ребёнок поднимается с широко расставленными ногами и чувствует себя неустойчиво. Чтобы удержаться на ножках, малышу нужны обе руки для опоры: отпустив даже одну, он неизбежно упадёт обратно на пол.

Примечание

Не пытайтесь поставить ребёнка в положение стоя самостоятельно и преждевременно! Он должен научиться делать это сам. Только в этом случае его тело и мышцы будут подготовлены: туловище будет достаточно крепким, а ноги и позвоночник выпрямятся.

Развитие рук и ног

На этом этапе развития ребёнок может держать в одной руке два предмета одновременно, например, два кубика. Он учится тянуть к себе игрушки за верёвочку.

Одна из самых частых забав в возрасте от 10 месяцев — игры с бросанием предметов. Если ребёнок находится достаточно высоко, ему будет нравиться ронять игрушки, смотреть, как они падают, улетают и исчезают из поля зрения. И безусловную радость малыш почувствует, когда игрушку поднимут, вернут ему, а он начнёт увлекательную игру заново, пока не надоест. Однако он пока не может осознанно отпустить игрушку, вам нужно помочь малышу это сделать, например, легонько выбить её из его рук.

В 10 месяцев ребёнок часто обнаруживает так называемый щипцовый захват:

Этот дополнительный способ захвата предметов берет своё начало из пинцетного захвата и позволяет ребёнку брать маленькие предметы ещё более точно. В захвате щипцами кончик большого пальца встречается с кончиком указательного пальца — ноготь к ногтю. Для этого захвата должна быть возможность широко раздвинуть большой палец и повернуть его в сторону указательного пальца. Суставы двух пальцев слегка изогнуты и в захвате выглядят как щипцы. Эта форма захвата является наиболее сложной или дифференцированной функцией захвата, которую ребёнок может освоить в первый год жизни. Даже взрослые не всегда могут показать щипцовый захват правильно, так как для него требуется полностью развёрнутый грудной отдел позвоночника. Чем сильнее согнут человек и округлее грудной отдел позвоночника, тем больше ограничивается подвижность рук.

С помощью этого способа ребёнок может всё чаще собирать небольшие кусочки хлеба, овсяных хлопьев или гороха во время еды, рассматривать их и класть в рот. Исследуя предметы, ребёнок теперь учится использовать только указательный палец, например, поворачивая колеса игрушечных машинок.

Другие навыки

Зрение

Начиная с этого этапа развития, для ребёнка ничего не остаётся незамеченным: теперь он может ясно видеть и на большом расстоянии.

Слух

Ребёнок начинает воспринимать шумы, которые находятся за пределами его поля зрения. Если по улице проезжает машина, он внимательно прислушивается к шуму и может ненадолго замереть.

Речь

Лингвистическая имитация становится всё более точной: ребёнок пытается повторить первые спонтанные слова. Часто первое слово — «мама» или «папа». Животных малыш обозначает с помощью звуков, которые тот или иной зверь издаёт, например, собака в этом возрасте будет названа «гав-гав».

Социальное поведение

Ребёнок начинает узнавать свои игрушки, т.е. он может отличить своё от чужого. Он смеётся над своим отражением, изучает его и прикасается к зеркалу, но ещё не узнаёт себя и не идентифицирует. Зато теперь он отзывается на своё имя.

Не стоит забывать, что теперь малыш начинает проверять запреты родителей: насколько взрослые последовательны или непоследовательны в своей позиции; что действительно не стоит делать, а где мама с папой и другие взрослые могут дать слабину. Он осознаёт, когда и кого он хочет обнять.

А ещё на этом этапе дети часто стремятся имитировать действия окружающих, например, пить из чашки или есть ложкой.

Рекомендации по игре и движению

С развитием подъёма на ножки ступни малыша всё больше теряют хватательный навык и используются в основном в качестве опоры. Старайтесь позволять ребёнку играть босиком — это очень полезно, таким образом он получает больше импульсов через ступни, и мышцы стоп укрепляются. Если вы повесите ему интересные игрушки на решётку его кровати или манежа, ваш ребёнок захочет подтянуться. Мотивируйте малыша, но не «помогайте» ему, подтягивая вверх!

Скажите «НЕТ» ходункам

Судя по всему, рекомендуемые некоторыми специалистами ходунки совершенно не подходят. Они разработаны, чтобы держать ребёнка в вертикальном положении и заставлять его ходить быстрее. Однако такие устройства сковывают и мешают качественному движению и развитию.

Перед ребёнком находится некая игровая зона, которая стимулирует его к ходьбе, но из-за этого малыш не видит, что у него под ногами. В таком устройстве ребёнок на цыпочках толкается вперёд или назад. Ходунки — очень небезопасное устройство, т.к. малыш подвергается большому риску, особенно, если в доме есть лестницы. Известны случаи опасных для жизни ситуаций, когда ребёнок падал в ходунках с лестницы. Помните, что малыш ещё не способен удержать себя, особенно в условиях ограниченного движения.

К тому же родители слишком часто рано пытаются использовать эти устройства на своих детях. В результате малыши не развивают естественные схемы движений, не учатся выпрямляться самостоятельно, лишаются необходимой для их грамотного развития фазы ползания, в которой мышцы и суставы постепенно готовятся к будущей вертикализации тела. Большинство детей ещё не подозревают о пространстве наверху и пока не готовы постепенно учиться вставать. Основные мышцы тела у ребёнка, не прошедшего все важные фазы развития в нужной последовательности, ещё недостаточно натренированы, поэтому при пассивном выпрямлении (когда родители «заставляют» ребёнка вставать, выпрямляться и ходить) его позвоночник искривляется. Последствия могут быть плачевными — выгнутая (гиперлардоз) или сгорбленная спина. Ступни тоже не привыкли к таким нагрузкам без достаточной подготовки и при пассивном выпрямлении могут прогибаться под тяжестью тела, что приводит к плоскостопию. Слишком высокие для ребёнка устройства приводят к эквинусному положению стопы, т.е. ребёнок приучается ходить на цыпочках. И когда его освободят от ходунков, он не сможет ходить нормально, а будет бегать на цыпочках, и могут потребоваться годы, чтобы ребёнок избавился от этой привычки.

Ешьте вместе

В этот период часто прорезаются коренные зубы, и ребёнку всё чаще требуется твёрдая пища. Если вы предпочитаете есть вместе всей семьёй, позвольте своему ребёнку участвовать в этом процессе: давайте ему пробовать небольшие порции вашей еды или пробовать пить из настоящей чашки и т.д. Проводите это время увлечённо и радостно. Помните, вы можете определять, что и когда малыш будет есть, но позволяйте ребёнку решать самому, сколько он хочет и может съесть.

Наслаждайтесь трапезой вместе и вне дома, если у вас есть такая возможность, не отвлекаясь на чтение газет или просмотр телевизора. Ребёнок также должен уметь трогать, исследовать и осознанно воспринимать свою пищу. Но установите ограничения, если он начнёт играть с едой, испытывая ваше терпение. Имейте в виду, что первый совместный опыт за семейным столом даст вашему ребёнку представление о том, что означает еда. В данном случае вы становитесь для ребёнка образцом для подражания. Совместный обед — это в равной степени социальный и чувственный познавательный процесс для малыша, а не беспокойный негативный опыт, сопровождаемый только запретами.

Цели возраста 10 месяцев

  • Ребёнок подтягивается вверх и встаёт
  • Появляется щипцовый захват.

Все статьи рубрики «Бобат: развитие в игре»

  1. 5 месяцев: особенности развития ребёнка. Опора на один локоть
  2. 7–8 месяцев: особенности развития ребёнка. Косое (боковое) присаживание
  3. 9 месяцев: особенности развития ребёнка. Ползание и сидение
  4. 10 месяцев: особенности развития ребёнка. Положение на коленях и подъём на ножки
  5. 11 месяцев: особенности развития ребёнка. Стоим без опоры

Поделиться с друзьями:

Записаться на приём

Имя *
E-mail *
Телефон
Сообщение *
Файл

Задать вопрос специалисту

Имя *
E-mail *
Телефон
Вопрос:

Сообщение отправлено

Наши менеджеры свяжутся с вами в ближайшее время :)

Сообщение не отправлено!

Ваше сообщение не удалось отправить. Приносим свои извинения

Бесплатная консультация включает в себя:

  1. Войта-диагностику
  2. Физиотерапевтическое обследование для определения уровня ребенка и выявления возможных нарушений
  3. Разработка программы терапии (в случае выявления нарушений)
  4. Длительность бесплатной консультации - 20 минут.
Имя *
E-mail *
Телефон *